Выставляться как художник я стал совсем недавно, а писал всю жизнь, конечно. Ну у нас своя компания была – Аржанов, Солянов, Перерезова, Чудин. Художники нас к себе не пускали – из-за Гущина, что он формализм развел. Первый раз его на выставку взяли в 1948 году, а второй – только в 1955-м. Кто с ним был знаком, считались «антисоветскими», а на самого Гущина художники писали доносы в обком, что он «идеологический диверсант». Такую кличку получить тогда – страшное дело!
Из России Гущин уехал в 1919 году, попал в Харбин, оттуда, где-то в 1923-м, – во Францию: ему Дальневосточная республика оформила мандат как официальному представителю. Он и в Японии жил, и в Америке. В 1925 году участвовал в международной выставке в Париже, от Советского Союза, получил золотую медаль. Всегда мечтал вернуться, хотел строить новую культуру, но его не пускали. Встречался с Маяковским в Париже, тот ему возвращаться не советовал, говорил: «Гиблое дело, лучше дай мне денег на выпивку, а то я проигрался!».
Жил Гущин в Ницце, была у него мастерская своя, коллекция живописи, яхта с мотористом. Он потом на автопортрете себя изобразил на фоне грозового неба: оказывается, когда ему становилось грустно, он брал с собой кота и на яхте уходил в шторм.
Просился в Россию, ему говорили, что возвращение надо заслужить. И вот он во время войны организовал в Ницце на свои деньги Союз советских патриотов, держал связь с движением Сопротивления. Николай Михайлович всегда говорил: «Я человек обеспеченный, но не богатый». Еще Министерство иностранных дел СССР подарило портрет Ганди работы Гущина Джавахарлалу Неру. Об этом было сообщение ТАСС, а сам Гущин никогда не говорил нам, что он какой-то герой.
После многолетних запросов ему разрешили приехать, но жить в столицах запретили, а Саратов он выбрал из-за Волги. И действительно, тут он опять завел лодку, комната у него была в коммуналке восьмиметровая, дачка «Марфутка». Картины тогда можно было продавать только через салон, после того как Выставком примет и на обороте холста печать поставит: «Разрешается к распространению». Ну ему, конечно, не разрешали. Когда его спрашивали, зачем он вернулся, он всегда отвечал одно и то же: «Вы ещё не понимаете, молодой человек, что такое тоска по родине».
Человек он был общительный, обаятельный: дружил с музыкантами, врачами, художниками, артистами – всех не перечислить. Но и очень осторожный, вспыльчивый, не любил необязательных людей. Есть мнение, что саратовский период – лучший в его творчестве. Там, за границей, он писал на продажу, нужно было угождать публике, а тут, выходит, никому он не нужен, рисовал по своему желанию.
Должен ли художник быть свободным? По-моему, это заезженные слова, пустые, без особого содержания. Был ли Гущин гением? Этот вопрос всегда возникал, еще когда мы учились. Про него же ходили легенды: выставлялся во Франции вместе с Пикассо, картины его в Лувре висят! Могу сказать только, что для нас он был недосягаемой вершиной. Хотя учеником Гущина я себя назвать не могу, так как уроков у него не брал. Но мне повезло, что общался с ним, рисовал его.
Николай Михайлович говорил, что живопись ошибочно считают изобразительным искусством, она ближе к музыке, в ней такой же структурный подход, как, например, у Баха. Гущин полагал, что художник имеет право изменить предметы на полотне и даже вообще не рисовать их так, как они выглядят в реальности.
Относился к нам, молодым, он очень хорошо. Выставком нас на выставки не брал, хотя, чего скрывать, хотелось. Шапошников, председатель Союза художников, когда мы ему свои картинки приносили, по несколько дней нас не принимал – очередь до нас не доходила. Нам он так и говорил: «Вы не наши художники! Вы не члены Союза!».
Диссидентами мы не были – это слово потом появилось. Как и слово «андеграунд». Мы просто были другие. Миша Аржанов немного походил на оппозиционера: был знаком с лианозовцами, Оскаром Рабином, Евгением Кропивницким («Лианозовская школа» – условное название сложившегося к концу 50-х годов XX века дружеского круга поэтов и художников. – Авт.). Но не более того. Мы просто хотели писать, как нам нравится. И Гущин – какой же он оппозиционер?! В Советский Союз стремился, помогал, чем мог! Он был, скорее, независимый, как и мы все.